Велика Історія України: Словяни, Арійці, Почини Київської Держави, Київ, мати українських городів,Святослав Завойовник:Знищення хозарської держави,Культура поганської України,Кінець українізації,Матеріали про козацтво, Матеріали по Історії України, Материалы статьи по ИСТОРИИ УКРАИНЫ,Українське відродження на Донеччині й Луганщині, Дні національної ганьби,Рік України в Росії, рік Росії в Україні, визнання українського голодомору геноцидом, Националист с Востока,Хто вбив Ярослава Галана?, Українська греко-католицьку церкву,История национального движения Украины,З ким i проти кого воювали українські націоналісти в роки Другої світової війни,Iван Бiлик. Меч Арея.Від розчарування до рутенства й москвофільства.www.ukrainaforever.narod.ru."Русь" і "Україна".ІВАН СІРКО У ПОЛОНІ БАГАТОВЕКТОРНОСТІ.УКРАЇНА – назва нашої землі з найдавнішніх часів.Едвард Кінан. Російські міфи про київську спадщину.Формування Української Літературної Мови В Галичині В Умовах Австрійського Режиму.Історик та археолог, професор Михайло Юліанович Брайчевський.Формування української народності. Походження та поширення назви «Україна».До історії використання топоніму “Русь”, “Россія” в українській історіографії до XVIII ст.Триполізм - Наша Ідея.Ідея Козацтва - в Українській Душі.Чи може бути столиця "молодшого брата" матір'ю міст руських? Освободительная борьба .Древність Українських Говорів.ЩО ТАКЕ Національна Ідея?А.Кримський Про "Колиску Народів".Феномен Шевченка.На Якій Землі Живемо?Гог в Краю Магога і Місія України.Тризуб Посейдона І Володимир История Украины, Духовная культура Украины.Братня Дружба.Хлібороб Світу - Історичне Призначення Українців Перстень З Оріхалком.Україніка в архівах.Українська Ідея.Та Спитайте: Хто Ми, Чиї Сини.Українська Вороніжчина . Корисні ресурси
Істороія України
      
www.ukrainaforever.narod.ru
Історія України  www.ukrainaforever.narod.ru
Перейти на Матеріали, статті з ІСТОРІЇ УКРАЇНИ.
ВIЙСЬКОВА IСТОРIЯ:
www.militaryhistory.narod.ru/militaryhistory.html

Националист с Востока.



Сергей Махун (“День”).
Националист с Востока.

 


Предыдущая глава | Оглавление | Следующая глава

    Сергей Махун (“День”)

    Националист с Востока

    Вскоре (30 марта) исполнится 30 лет с того дня, как в 1973 году в эмиграции, в канадском Монреале, умер 89-летний человек, который в 20–30-х годах XX ст. заложил фундамент качественно новой разновидности украинского национализма — “интегрального” (рассматривающего все без исключения явления общественной жизни только через призму национальных интересов). Дмитрий Иванович Донцов, общественно-политический деятель, публицист, журналист, литературовед — личность чрезвычайно противоречивая, овеянная мифами, но одновременно и весьма целостная. Само происхождение его с юго-востока Украины (город Мелитополь в северной Таврии) отрицает тезис об исключительно галицко-волынской природе такого явления как национализм. Донбасс, Таврия, Слобожанщина дали немало известных деятелей национально-освободительного движения первой половины XX века, “схидняки” в Украинской Повстанческой армии не были неким экзотическим явлением (читайте “День” № 24 — 8.02.03 г., с. 6). Уроженцы Левобережья среди известной когорты правозащитников в Украине 70–80-х гг. прошлого столетия играли едва ли не определяющую роль.

    По-видимому, именно город Мелитополь неподалеку от Азовского моря, с его пестрой полифонией национальных культур и конфессий, а значит, и пропитанный настроениями открытости, стал катализатором будущих разносторонних талантов Дмитрия Донцова. Во-первых, отметим такой важный факт — род Донцовых (Донцов или Донцов-Захаржевских) происходил из Слобожанщины, так что разговоры о “провокативности”, “деструктивности” действий “чужестранца” на украинской почве не имеют оснований. В письме Евгению Маланюку в 1931 г. сам Д. Донцов писал о своей семье, кстати весьма зажиточной: “таврийская, то есть смешанная, дед до конца жизни не научился по-русски, мать называлась Франциска (Франя), тетя — Полина, их отчим был немец-колонист; рассказывала мать, что прабабка моя была итальянка;… украинца из меня сделали: Гоголь, Шевченко, Кулиш и Стороженко”.

    Сама биография Дмитрия Донцова читается, как интереснейший роман. Он в 12 лет остался без родителей. Благодаря деду закончил в Мелитополе реальное училище, учился в Царскосельском училище и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. В столице Российской империи Д. Донцов принимал активное участие в жизни украинской студенческой общины, стал членом УСДРП, в 1905 году — в самый разгар Первой революции он был арестован и перевезен в Лукьяновскую тюрьму в Киеве. В 1908 году Д. Донцов эмигрировал в Галичину, входившую в состав Австро-Венгерской империи. Именно там начался путь его эволюции — от марксизма к национализму: “Актуален не лозунг самостийности — мечтали же когда-то наши украинцы о самостийной Украине в союзе с Россией. Актуален, более реален, более конкретен — скорее осуществим — лозунг отрыва от России, расторжение любого единения с ней — политический сепаратизм”. От данного тезиса мыслитель не отошел ни на шаг в течение всей жизни.

    В 1913 году, выступая на II Всестуденческом съезде во Львове в докладе “Современное политическое положение нации и наши задачи”, Д. Донцов наметил программу построения независимого Украинского государства. Впоследствии, уже с началом Первой мировой войны (1914–1918), когда украинцы оказались по разные стороны фронта в составе австро-венгерской и российской армий, он возглавил Союз освобождения Украины (СОУ). В те времена общего беспорядка, в условиях постоянного давления различных враждебных украинскому делу сил, Д. Донцов писал: “Больше всего угнетают тех, кто меньше всего требует”.

    Донцова в то время интересовали больше идеологические, чем государственнические вопросы. Под термином “национальная идея” он понимал нечто такое, что находится вне времени и пространства, а именно: “передача из поколения в поколение взглядов на мировую задачу нации и ее роль меж другими народами, взгляды, которые являются общим добром нации, которыми она живет и с утратой которых она погибает”.

    Возможно, поэтому во время Освободительной борьбы 1917–1921 гг. Донцов так и не смог надолго “пристать” к какой-то силе, тем более возглавить ее. Он был чужд и режиму “украинского Наполеона” Павла Скоропадского (поддержав сначала переворот 29 апреля 1918 г. и возглавив Украинское Телеграфное Агентство, Д. Донцов эволюционировал в заклятого врага Гетманата, который пошел на союз с несуществующей монархистской Россией), и Украинской Народной Республике, где социалисты имели неоспоримое преимущество над “самостийниками”. Симон Петлюра, который также приближался по своим взглядам к тогдашнему Д. Донцову (в первую очередь, как сторонник твердой власти) так и не смог остановить анархо-социалистический беспредел в Украине. Так что, по-видимому, интегральный национализм стал ответом на неудачу Украинской революции; “украинский национализм был по сути попыткой объяснить, почему утрачена украинская государственность и как нужно отвоевать ее”.

    В январе 1919 года Д. Донцов навсегда, как оказалось, покинул Киев. Впереди была постоянная жизнь в эмиграции — во 11-й Речи Посполитой (во Львове), в Германии, Чехо-Словакии, Франции; а с 1947 года мыслитель поселился в Канаде, где преподавал украинскую литературу в Монреальском университете.

    Европа после Первой мировой войны ошеломила Д. Донцова унынием, упадком, разочарованием: “Мир становится сверхординарным. Общество — гешефтчики, христиан мало. К этой публике приспосабливаются теперь и искусство, и театр, и пресса, и вся жизнь”... Вызов Д. Донцова этой ситуации опирался на культ борьбы, самопожертвования, национального героизма, в литературе — на творчество “неоромантиков”. В обстоятельных своих трудах “Підстави нашої політики” (1921) и “Націоналізм” (1926) мыслитель определил такие факторы, которые помогут нации победить — иррационализм, романтизм, вместо пацифизма — идея борьбы, экспансии, насилия, вместо скептицизма, недостатка веры и бесхарактерности — фанатичная вера в свою правду, национальную исключительность; вместо либерализма и анархизма — интересы нации превыше всего. Вот характерные слова Донцова: “Борьба за существование является законом жизни. Всемирной правды нет. Жизнь признает ее для того, кто отличится большей силой моральной и физической, ту силу можем мы обрести лишь тогда, когда проникнемся новым духом, новой идеологией. Перед каждой нацией есть дилемма: или победить, или погибнуть”. Невольно возникают определенные ассоциации. Известный канадский историк украинского происхождения Орест Субтельный в основательной книге “Украина. История” писал: “Последний (украинский интегральный национализм — С.М.) куда ближе стоял к таким праворадикальным движениям восточноевропейских аграрных обществ, как “Железная гвардия” в Румынии, “Усташи” в Хорватии, “Стрела и крест” в Венгрии и аналогичных движений в Словакии и Польше. В конечном итоге украинский интегральный национализм имел независимое происхождение, и его корни содержались в собственном обществе”. К словам О. Субтельного, с которым можно согласиться частично, только добавлю, что все перечисленные праворадикальные движения во время Второй мировой войны занимали абсолютно четкую пронацистскую позицию — это неопровержимый факт. Но не следует забывать, что украинцы были бездержавной нацией, а в Европе 30-х годов XX столетия тоталитарные режимы составляли абсолютное большинство (за исключением только Англии, Франции, Швейцарии, Чехо-Словакии, стран Бенилюкса и Скандинавии без Финляндии).

    Идеи Дмитрия Донцова имели огромное влияние на молодежь в межвоенное время (особенно в 30-е гг.) и стали мировоззренческой основой для возникновения (в 1929 г.) и роста влияния Организации Украинских Националистов (ОУН). Кстати, ее членом он так никогда и не был. Дистанцирование, позиция “над схваткой” были органичным состоянием души для великого украинца, националиста с Востока — Дмитрия Донцова.

     

     


Теги: Идеи Дмитрия Донцова, Железная гвардия, Румыния, Усташи Хорватия, Стрела и крест, Венгрия
Автор: Скобальський Олег

"Русь" і "Україна".

Теги: Русь і Україна



Перейти на Матеріали, статті з ІСТОРІЇ УКРАЇНИ.

© www.ukrainaforever.narod.ru 
Глибини Нашої Пам'яті Есхатологічні Передчуття Людства та Відбиття їх у Поезії Ідея Козацтва - в Українській Душі www.ukrainaforever.narod.ru Триполізм - Наша Ідея А.Кримський Про "Колиску Народів" З Води Та Вогню Гог в Краю Магога і Місія України Чи може бути столиця "молодшого брата" матір'ю міст руських? Епітафія Енеєві Підвалини Європейської Цивілізації На Якій Землі Живемо? Тризуб Посейдона І Володимир Феномен Шевченка ЩО ТАКЕ Національна Ідея? Древність Українських Говорів Та Спитайте: Хто Ми, Чиї Сини. Потоп На Україні Перстень З Оріхалком Хлібороб Світу - Історичне Призначення Українців Братня Дружба Лінки Різні Хронолог Українська Вороніжчина Освободительная борьба Українська Ідея Україніка в архівах История Украины, Духовная культура Украины

search engine submissions and website optimization with free advice
Hosted by uCoz